Юный эколог
Описание образовательной программы
Слово «Экология» дословно переводится
как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение
окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку
по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет
бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу,
тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг,
наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в
соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и
любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Программа направлена на познание
окружающей среды. Это достигается путем наблюдения за природой и активных
мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы
является вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем
окружающей среды местного значения, агитационную деятельность.
Программа «Юный
эколог» раскрывает
для обучающихся основополагающие темы взаимодействия человека (общества)
с окружающей природной
и социальной средой,
а также темы, связанные с познанием
природы, ее закономерностей.
Формирование у обучающихся ответственного отношения
к природе – сложный
и длительный процесс. Его
результатом должно быть не только овладение определенными
знаниями и умениями,
а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание
активно защищать, улучшать и облагораживать окружающую природную среду.
Новизна программы заключается в интеграции
традиционных занятий с
конкурсами , развлекательными и интеллектуальными мероприятиями,
Программа творческого объединения «Юный эколог» подводит обучающихся к
самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату
процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость.
Концепция программы направлена на развитие
обучающихся как здоровой личности и творческой индивидуальности, позволяет
оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно
– ориентированного подхода.
Принципы и задачи экологического образования
должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает
система образования от общества: формирование гармонически развитой личности. В
этом случае воспитание рационального отношения к природе рассматривается как
компонент разностороннего развития личности.
Программа творческого объединения «Юный эколог» направлена на познание
окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных
мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по
решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической
направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск
листовок, буклетов).
Программа «Юный эколог» -
модифицированная, имеет естественнонаучную направленность. Данная образовательно-воспитательная программа модифицирована на основе программы
деятельности учреждений «Исследователи природы» г. Москва, «Просвещение» 1983
г. и отличается тем, что упразднены некоторые пункты с учетом возрастных
особенностей детей, добавлены новые темы, более доступные для 3-6 классов или
детей 9-12 лет. Также добавлены темы, соответствующие современным экологическим
требованиям. Программа составлена на 2 года обучения, где в первом и во
втором годах по 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Возраст
обучающихся 9-12лет.
Обучающиеся должны вовлекаться в самостоятельные поиски и дискуссии, прогнозировать последствия
своего поведения и дел в природе. Программа
предусматривает разнообразную деятельность, отвечающую интересам и возможностям детей – исследовательскую,
игровую, творческую, практическую во время экскурсий и прогулок, воображаемых путешествий, дидактических, сюжетно-ролевых
игр и трудовых десантов.
Всё
это обеспечивает единство чувственного и рационального познания природного
окружения человека, прививает обучающимся первичные знания и навыки в области экологического образования и
воспитания, расширяя, углубляя и дополняя, таким
образом, знания детей полученные по школьной основной
программе. В этом заключается актуальность
программы.